12-08-2018 02:25

Причины задержки психического развития у детей

ЗПР... эти три буквы обозначают задержку психического развития ребенка. Чаще всего этот диагноз всплывает в связи с подготовкой ребенка к школе, но иногда родители обращают внимание на особенности своего малыша задолго до первого класса, замечая, что он отличается от сверстников. Своевременно замеченные особенности ребенка с отставанием в развитии поддаются коррекции, но если этого не сделать, понадеявшись, что «само пройдет», то проблемы в первом классе будут обеспечены.

Основной проблемой ребенка с задержкой психического развития является незрелость эмоционально-волевой сферы, не позволяющая ребенку совершить волевое усилие и заставить себя сделать что-либо. Страдает произвольное внимание, усидчивость, работоспособность. В том случае, если расстройства внимание сочетаются с повышенной двигательной и речевой активностью, обычно говорят о синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

10 советов для здоровой и активной жизниВам будет интересно:10 советов для здоровой и активной жизни

Также, при ЗПР имеют место такие особенности, как нарушение восприятия (ребенок правильно называет предмет нарисованный в нормальном положении, но не может узнать его, если картинку перевернуть или зачеркнуть); нарушения памяти (ребенок плохо запоминает новый материал, не может повторить только что выученное, для запоминания материала требуются специальные методики); нарушения речи (речь развивается медленнее, некоторые звуки отсутствуют или произносятся неправильно, возможны ошибки в построении фраз); нарушения в овладении интеллектуальными операциями (ребенок не владеет умением обобщать, сравнивать, делать выводы).

Конечно же, все эти особенности развития не могут не сказаться на успеваемости ребенка и адаптации его в детском коллективе. Дело осложняется тем, что дети с ЗПР часто испытывают сложности в общении со сверстниками. Они обидчивы, конфликтны, не умеют подчиняться правилам игры и часто занимают в коллективе место «шута» или «мальчика для битья», т.к. просто не знают, как иначе привлечь к себе внимание других детей.

Как же помочь своему ребенку?

Оптимальной будет своевременная подготовка к школе с посещением таких специалистов, как невропатолог, психолог, логопед, дефектолог и выполнением их рекомендаций. При этом, к советам врачей и педагогов стоит подходить с долей критичности, прислушиваясь к ним, но не превращая своего малыша в подопытного кролика. Лучше всего Вашего ребенка знаете именно Вы и только Вы можете определить, что ему подойдет. Если же первое сентября уже близко, а подготовиться Вы не успели, то многого, конечно, не сделать, но в ваших силах подобрать своему ребенку такую школу и такого учителя, которые смогут помочь ему влиться в школьную жизнь. Это не просто, но если Вам удастся установить контакт первой учительницей Вашего первоклассника, то Вы значительно облегчите ему жизнь в школе.

В любом случае, задержка психического развития — это не повод для уныния, а сигнал о том, что родителям необходимо собраться, чтобы помочь своему малышу преодолеть это состояние.



Источник