Проверка реле-регулятора генератора: методы, принцип работы и функции

В любом автомобиле устройство бортовой электросети не происходит без участия регулятора. Его «миссия» — поддерживать определенные параметры напряжения в заданном формате, помогать в запуске силовой установки. Каким образом осуществляется проверка реле-регулятора генератора, полезно узнать каждому владельцу транспорта.

Понятие генератора

Регулятор напряжения Камаз с щ/у (Ромб)

Термин включает следующие значимые детали:

  • ротор с электромагнитным полем вокруг обмотки, помещаемый в статор;
  • не обходится без статора с наличием трех обмоток для получения переменного тока;
  • трехфазный выпрямитель.

Задача устройства — выработать электричество, необходимое для движения автомобиля. Второй пункт его предназначения — заряжать АКБ, крайне чувствительную к напряжению. Стоит заметить, что при дефиците энергии наблюдается «недозаряд», избыток ведет к перегрузке. Сама по себе эта система электроэнергию не вырабатывает. Она поглощает и в нужный момент ее отдает. Здесь и нужен регулятор-помощник. Красный огонек на приборной панели свидетельствует о неполадке. В таком случае проверка реле-регулятора генератора неизбежна. С его участием осуществляется функционирование звуковых и осветительных приборов. Он снабжает электричеством все электроприспособления в автотранспорте. Инженеры оснащают иномарки электронными регулирующими приборами с одновременным внедрением щеточного блока.

Немного о принципах работы генератора

После анализа физических основ напрашивается вывод: в электрогенераторах на выходе напряжение имеет повышенные показатели. Их движение вверх связано с растущей скоростью вращения ротора. Величина напряжения регулируется уменьшением силы электротока, поступающего на роторную обмотку с сокращением скоростных показателей вращения. При проявлении неисправностей требуется срочная проверка реле-регулятора генератора, сделать которую можно в автосервисе. С какой целью разработчики создали это приспособление?

О целесообразности реле

Главная надежда производителей на пути создания релейного устройства состоит в защите генераторного механизма. Требуется проверка реле-регулятора генератора с целью обеспечения нормального функционирования этого узла, защиты его от сверхбольших нагрузок во время работы в обычном или аварийном режиме. С количеством увеличивающихся оборотов возрастает и напряжение. Как следствие, генераторная часть испытывает повышенные нагрузки. Регулятор призван стабилизировать этот показатель. Реле в нем нормализует ток, корректируя его направление в обмотке возбуждения. Каким образом работает генератор?

Вам будет интересно:  Какой цвет автомобиля самый практичный?

О принципах рабочего функционала генераторных элементов

Напряжение возникает, постоянно присутствует вследствие соединения с батареей на выходе конструкции с самого начала вращения ротора. Его дальнейший путь — на обмотку возбуждения с помощью регулирующего органа. Скорость ротора растет, соответственно, меняется показатель напряжения. В дело вступает реле-регулятор. Датчик ловит сигнал, обрабатывает его, передает на агрегат, сравнивающий поступающие показатели с заданными величинами. При появлении внезапного разлада требуется проверка реле-регулятора, напряжения генератора с участием особых инструментов. Почему вопрос возникает, рассмотрим чуть позже. Пока нужно разобраться в классификации реле.

Нюансы типологии

Реле регулятор напряжения сложный электронный прибор

Реле-регуляторы представлены инженерами-проектировщиками автопромышленности в двух вариациях:

  • Модель с совмещенным щеточным узлом, фиксируемая на генераторе. В корпусе ее располагаются щетки.
  • Отдельный вариант прикрепляется на кузове: провода сначала синхронизируются с генератором и только потом — с батареей.

Для проверки интегрального (щеточного) вида понадобится зарядка, лампа с малой мощностью, соединительные провода. Придется демонтировать генераторный прибор. Для выполнения задачи винты следует открутить, снять щеточный узел, подключив на его вход источник питания, к выходу — лампу. Порой возникает необходимость присоединения АКБ, иначе источник может не среагировать. Особенность щеток — в их способности проводить электроток. Лампочка горит при напряжении в 16 Вольт. Можно смело утверждать, что регулятор некорректно выполняет функции. Ничего не остается, как поменять эту часть.

Как проверяется отдельный модуль?

Снятие реле регулятора для проверки

При условии, что реле-регулятор выступает встроенным модулем, демонтаж щеточного узла — обязательный момент. Реле из него также надо извлекать. В ситуации, когда регулятор вынесен в самостоятельный блок, прикрепляемый на кузове при помощи фиксаторов, релейную часть нужно отсоединить от проводки и снять с кронштейнов. Срабатывание при напряжении в шестнадцать вольт говорит о необходимости замены.

Главные причины дефектов в работе

Самые частые причины неисправности реле-регулятора

Под понятием «реле» подразумевается электронная станция в виде модуля щеточного блока или в качестве самостоятельного органа, зафиксированного на кронштейне. Ее невозможно разобрать. Моноблочный элемент заливается герметиком, к примеру, эпоксидным веществом, и, будучи вышедшим из строя, ремонту он не подлежит — только замене. В связи с этим проверка реле-регулятора генератора ВАЗ или другой марки — острая необходимость в формате ТО.

Вам будет интересно:  Кадиллак Катера: история создания, комплектация, цена

Выкипание электролита является одной из основных причин выпадения прибора из рабочего режима. В их перечень входят также короткое замыкание цепи, замыкание между витками обмотки. Например, в корпус проникла влага, спровоцировав некорректную работу. Не исключены механические повреждения, износ щеток, пробой диодов. В жизни встречаются больше электрические неисправности, нежели механические. Устранять их более сложно. Трудность заключается в выяснении причины поломки. Без проверяющей аппаратуры это никак. Заканчивается ситуация заменой аппаратов из-за невозможности наладки. Как это проявляется?

Особенности «симптоматики» повреждений

Мультиметр - прибор для проведения диагностики

Эксперты отмечают следующие характерные признаки «недугов»:

  • Двигатель отказывается нормально заводиться.
  • Стартер не проворачивает коленвал.
  • Авто не в силах стартовать с места, оказавшись обесточенным.
  • Падают динамические свойства автомашины.
  • Тускнеют фары при включении мотора.
  • Постоянно горит индикатор батареи.
  • Среди косвенных «симптомов» водитель замечает, что нужна необходимость в проверке реле-регулятора генератора мультиметром зимним морозным днем. Наблюдается дефицит заряда или его перегруз в аккумуляторе. При первом варианте гаснут индикаторы, не включаются на «приборке», авто практически не подает признаков жизни. В случае второго — происходит аналогичное, однако добавляется выкипание электролита, наличие на аккумуляторе белого налета. Тут не обойтись без диагностирования цепей, схем.

    Подробная методика контроля

    Диагностика вышедшего из строя реле с помощью вольтметра

    Автомеханики применяют разные методы. Часто для качественной работы специалисты пользуются специальным прибором для проверки реле-регуляторов генератора, именуемым «вольтметром». Вначале нужно знать, что нормальным считается напряжение в 12, 7В. В подзарядке аккумуляторный прибор нуждается, достигнув отметки 12. Производится запуск мотора, а мультиметр ставится на значение в 20 Вольт. Щупы присоединяются к клеммам: напряжение до 14 В — все в норме. Далее пора прибавить количество оборотов. Напряжение возросло до 14,2? Тоже порядок! Выше этих цифр? Пришло время менять реле.

    Вам будет интересно:  Mitsubishi Lancer X: тюнинг, анализ возможностей

    Простой способ диагностики на «Жигулях»

    Используя вольтметр, замеряем напряжение на клеммах

    Диагностических способов сегодня много, но формула действия у всех одинакова. Для четкой проверки реле-регулятора генератора на ВАЗ-2107 пригодится тестер, самая мощная лампа светодиода, источник электропитания. Схема аналогична той, что применяется для диагностирования реле со щеточным узлом. Нормальное состояние: лампочка излучает свет при напряжении двенадцать вольт. Затухает или светится долго при иных значениях — не избежать приобретения новой электроники.

    Тонкости диагностических манипуляций в автосервисе

    Для авто-, тракторной спецтехники используется стенд для проверки реле-регуляторов генератора, выпускаемый брендами промышленности. Как диагностируется генератор? Аппарат работает от сети 380 В. К нему подключается аккумуляторная батарея, иногда — две штуки. Агрегат ставят на рабочую площадку, фиксируя натягивающейся от пульта управления цепью. Затем подключаются управляющие и силовые провода к генератору. Запускается вращение с пульта до требуемой величины. Одновременно оператор увеличивает электронагрузку.

    При проведении процедуры с реле включается специально разработанный для этого режим на стенде. Оператор задает протокол проверки. Электроника помогает в считаные секунды обозначить проблемы.

    Рекомендации по продлению срока службы регулятора

    Придерживаясь комплекса правил, можно дольше наслаждаться комфортными поездками на любимом «железном коне».

    • Не стоит игнорировать загрязненное состояние устройства. Лучше периодически осматривать его, подвергать разбору, очистке.
    • Потемнение электрообмоток – серьезный повод задуматься, свозить транспорт на техобслуживание.
    • Чистота энергонакопителя – гарантия надежности, долговечности приспособления. Контакты окисляются при малейшем проникновении капель дождя, это пагубно сказывается на эксплуатационных характеристиках электроприборов. Частицы грязи вызывают нарушения в зарядном токе. Контакты, клеммы любят своевременное очищение. Не помешает проследить за состоянием привода, подшипников.

    В заключение можно сказать, что проверочные манипуляции – процедура нехитрая, под силу каждому автособственнику при минимальных познаниях основ ремонта. На замещение испорченного элемента рекомендуется приехать в автомастерскую для проведения грамотных действий. Помощниками выступят тестер для проверки реле регуляторов генераторов, блок питания, даже светодиод может подойти. Главное – правильно произвести соединения.

    Источник

    Похожие статьи

    Leave a Comment