16-09-2018 19:39

Масляный насос ВАЗ-2106: устройство, обслуживание и ремонт

В нашей статье мы поговорим о том, как заменить масляный насос на ВАЗ-2106, а также расскажем о его конструкции, особенностях эксплуатации и ремонта. «Шестерки» выпускаются на "АвтоВАЗе" с 1976 года. И конструкция автомобиля претерпевала за годы выпуска сильные изменения. Но что касается мотора, подвески и кузова, то эти части остались без изменений, они зарекомендовали изначально себя достаточно хорошо, поэтому модернизация для них не требовалась.

Огромную роль играет система смазки в двигателе внутреннего сгорания. Конструкция с приводом от цепи, на сегодняшний день "АвтоВАЗ" не практикует использование таких схем. Поэтому мы расскажем об особенностях более подробно.

Смазка двигателя

Замена помпы на "Приоре": технология проведения работы, необходимые запчасти и советы специалистовВам будет интересно:Замена помпы на "Приоре": технология проведения работы, необходимые запчасти и советы специалистов

Автомобили «Жигули» выпускаются давно и заслужили популярность среди населения из-за своей неприхотливости. Надежность у всех узлов отличная, в частности, система смазки обладает высокой эффективностью.

Она комбинированная, все трущиеся элементы смазываются такими способами:

  • Посредством давления.
  • Разбрызгиванием масла.
  • "Олдсмобиль-Аврора": фото, характеристика, комплектация, классические формы, история создания и отзывы владельцевВам будет интересно:"Олдсмобиль-Аврора": фото, характеристика, комплектация, классические формы, история создания и отзывы владельцев

    Если температура двигателя 85-90 градусов, то давление в системе смазки должно быть в диапазоне 3,5-4,5 кгс/кв. см. Всего в системе должно быть 3,75 литра смазочного материала.

    Компоненты системы смазки

    На автомобилях «Жигули» можно выделить такие элементы в системе смазки:

  • Картер для масла.
  • Указатель уровня давления (находится в салоне).
  • Указатель уровня смазочного материала.
  • Масляный насос ВАЗ-2106.
  • Фильтр.
  • Патрубок, по которому масло подается в мотор.
  • Клапан.
  • Магистрали.
  • Датчик давления масла.
  • И «сердце» всей системы – это насос, который создает давление и заставляет масло двигаться по всем магистралям.

    Конструкция масляного насоса

    На «шестерках» установлены насосы шестеренчатого типа, на крышке у них расположен приемник масла и клапан редукционного типа. Корпус выполнен из металла, внутри смонтированы шестерни (ведомая и ведущая).

    Конструкция насоса – это соединенные последовательно элементы:

  • Корпус из металла.
  • Элемент, посредством которого масло подается в насос – маслоприемник.
  • Ведущая и ведомая шестеренки.
  • Сальник.
  • Прокладки.
  • Клапан редукционного типа.
  • На автомобилях ВАЗ-2106 масляный насос имеет срок службы 130-150 тыс. км пробега. Но нужно учесть, что это срок службы металлических элементов, сальники и прокладки, как правило, приходят в негодность куда раньше. Нужно также отметить, что за счет масляного насоса происходит нормальное функционирование всего мотора. Поэтому важно следить за его состоянием.

    Как работает насос?

    При помощи цепной передачи приводится в движение масляный насос на автомобилях ВАЗ-2106. Система запуска достаточно сложная, поэтому при замене и ремонте могут возникнуть определенные трудности. Давайте рассмотрим этапы запуска устройства:

  • Как только включаете зажигание и запускаете стартер, начинает вращаться ведущая шестеренка.
  • Сразу же приводится в движение ведомая шестерня.
  • При вращении лопасти этих шестеренок всасывают масло внутрь через клапан редукционного типа.
  • Масло по инерции выходит из насоса и поступает к магистралям двигателя под рабочим давлением.
  • В том случае, если давление окажется выше, чем положено, то определенная часть масла начнет автоматически перенаправляться обратно в поддон. При этом давление выравнивается.

    Следовательно, масло циркулирует по магистралям с помощью всего лишь двух шестерен. Но крайне важно, чтобы насос был герметичным. Даже незначительная утечка снижает, причем существенно, давление внутри системы. Как следствие – ухудшение смазки узлов и агрегатов двигателя.

    Редукционный клапан

    Конструкция шестеренок очень простая, поэтому и ломаются они довольно редко. Как правило, просто увеличивается между зубьями зазор и масло перекачивается хуже. Но намного чаще ломается перепускной клапан, который необходим для того, чтобы контролировать давление в системе. Если необходимо, то этот элемент увеличивает или уменьшает давление. И делается это очень просто – клапан открывается при большом давлении и закрывается при маленьком.

    Конструкция перепускного клапана:

  • Корпус небольшого размера.
  • Клапан (небольшой шарик, закрывающий проход для масла).
  • Пружина.
  • Болт для упора.
  • Элемент ставится внутри корпуса масляного насоса ВАЗ-2106. Цена клапана составляет не более 200 рублей. И если причина поломки кроется именно в нем, то проще поменять только клапан. Ведь стоимость всего насоса составляет порядка 1500 руб.

    Проверка насоса

    Если в работе масляного насоса имеются какие-то неполадки, то на приборной панели начнет гореть лампа. Сразу нужно проверить щупом уровень масла в системе – если он недостаточный, то долейте. Если же после этого лампа все равно не погасла, нужно искать неисправность в масляном насосе.

    Чтобы провести полную диагностику, загоните автомобиль на эстакаду или яму и выполните такие манипуляции:

  • Отключите аккумуляторную батарею.
  • Слейте из системы все масло. В том случае, если оно новое, допускается его после залить в двигатель.
  • Выкрутите гайки, которые крепят к поперечине подвеску.
  • Снимите поддон мотора.
  • Снимите масляный насос.
  • Разберите насос – отделите от него клапан, шестерни, патрубки.
  • Тщательно промойте в растворителе или бензине все металлические детали. Можно после мойки продуть все воздухом.
  • Осмотрите все элементы и постарайтесь найти повреждения. Не допускается наличие сколов, трещин, следов износа.
  • Теперь нужно вооружиться щупами и проверить зазоры. Во-первых, необходимо, чтобы между стенками корпуса и зубьями шестерни было не более 0,25 мм. Если больше, то замене подлежит шестерня. Во-вторых, между корпусом и торцевой стороной шестерен зазор также должен быть не больше 0,25 мм. В-третьих, между осями ведомой и главной шестеренок должен быть зазор не больше 0,25 мм.
  • Установка масляного насоса ВАЗ-2106 выполняется строго в обратной последовательности. При желании можно установить новый насос, не менять его детали по отдельности.

    Как отрегулировать давление?

    Для того чтобы отрегулировать в магистралях давление, создаваемое насосом, необходимо выполнить такие манипуляции:

  • Убедитесь в том, что в моторе масло качественное и уровень в норме.
  • Убедитесь, что сливная пробка закручена и масло через нее не протекает.
  • Проверьте привод масляного насоса ВАЗ-2106.
  • Проверьте работу насоса. Обратите внимание на то, что нередко выходит из строя прокладка, а меняется она просто.
  • Проверьте затяжку всех болтов насоса.
  • Рекомендуется при каждой замене масла ставить новый фильтр. И обращайте внимание на то, какая у старого степень загрязнения.
  • Теперь можно произвести настройку редукционного клапана, чтобы он срабатывал при определенном давлении. Шланги, по которым поступает в систему масло, должны быть герметичны.



    Источник