14-09-2018 02:25

Регулировка клапанов "Лады-Гранты" своими руками

Покупая отечественный автомобиль, владелец должен понимать, что придется его обслуживать. Наряду с регулярной заменой масел, прочих технических жидкостей и фильтров придется заниматься и другими операциями. Давайте посмотрим, как выполняется регулировка клапанов «Лады-Гранты». Это ответственная процедура, но при грамотном подходе ее можно выполнить в гараже своими руками.

Зачем регулировать?

В ГРМ инженеры предусмотрели зазор между кулачком на распределительном валу и стержнем клапана. При чрезмерном зазоре клапан не сможет открыться полностью. Если он будет слишком мал, то клапан не закроется. Данное расстояние необходимо для компенсации тепловых расширений. Наличие теплового зазора позволяет повысить срок службы клапана. Кроме того, правильно настроенные зазоры позволят экономить топливо.

How dangerous is the new coronavirus?You will be interested:How dangerous is the new coronavirus?

Головка на впускном клапане в процессе работы двигателя может легко нагреваться до температуры в 400 градусов. Выпускные еще более горячие – их температура может достигать даже 900 градусов. При этом цвет элементов становится темно-вишневым.

Когда тепловые зазоры клапанов отрегулированы правильно, то двигатель работает тихо. Если же они далеки от рекомендуемых, то шумность работы будет выше. Также оказывается значительное влияние на отдельные ответственные детали в узле газораспределительного механизма.

Как часто проверять зазоры?

"АвтоВАЗ" рекомендует выполнять проверку через каждые 30 тысяч километров пробега. Инструкция по проверке прилагается к автомобилю - процесс подробно описан в техническом руководстве.

Признаки необходимости регулировки

Обычно без демонтажа измерить зазоры не представляется возможным. Тогда как же понять, что необходима регулировка клапанов «Лады-Гранты»? Опытные автовладельцы определяют эту необходимость с помощью слуха – двигатель в процессе работы будет стучать клапанами. Это хорошо слышно. Кроме того, снизится эффективность работы мотора. Если эти признаки имеются, значит, необходимо запастись инструментом, временем и начинать работу.

Необходимый инструмент

Для регулировки клапанов “Лады-Гранты” своими руками понадобится следующий набор инструментов. Обязательно следует приобрести приспособления для сжатия клапанных пружин, а также набор измерительных плоских щупов. Дополнительно стоит найти пинцет. Для демонтажа клапанной крышки понадобится ключ или головка на 17, головки на 8, 10, а также ключ на 8. Далее следует подготовить отвертку и плоскогубцы. Имея такой набор инструментов, можно приступать к настройке клапанного механизма. Данная операция займет несколько часов времени. Наличие смотровой ямы необязательно.

Порядок регулировки

Когда весь инструмент собран, можно начинать работы. Но прежде необходимо ознакомиться с рекомендациями. Обязательно нужно помнить, что измеряют тепловые зазоры только на холодном моторе. Лучшие результаты измерений можно получить, если температура в гараже или на улице будет больше 20 градусов.

Замеры выполняются щупами, которые устанавливают между шайбой регулировки толкателя и кулачком на распределительном валу. Для автомобилей “Лада-Гранта” номинальный размер зазоров для впускных клапанов составляет 0,2 мм. Для выпускных - 0,35 мм.

Регулировка клапанов “Лады-Гранты” осуществляется монтажом регулировочных шайб – они бывают различных размеров. Шайбы из ремонтного комплекта имеют размер от 3 до 4,5 мм в толщину, а шаг составляет 0,05 мм.

Демонтаж защиты

Первым делом нужно демонтировать защиту двигателя (если она есть). Важна в данном случае правая часть ее. Для этого отворачивают два болта, на которых удерживается задняя часть защиты с правой стороны. Затем отворачивают среднюю часть крепежа защиты также с правой стороны.

Теперь хватает пространства для демонтажа правой стороны защиты. Остается открутить два винта с правой стороны. Далее защита снимется.

Снятие клапанной крышки

Вначале ослабляют хомуты, удерживающие патрубки и шланги охлаждающей системы. Далее патрубки отсоединяют от штуцеров. Крышка механизма газораспределения удерживается за счет двух гаек – их следует открутить. Под гайками установлены шайбы и втулки – их требуется удалить.

Затем крышку можно смело снимать. Если резиновые втулки остались в клапанной крышке, то желательно их удалить при помощи отвертки. Также удаляют и старую прокладку крышки головки блока цилиндров.

Установка поршня в ВМТ

Отключают минус аккумулятора. Затем рычаг КПП устанавливают в нейтральное положение, а сама машина фиксируется при помощи противооткатных упоров. Затем отворачивают болты, удерживающие кожух ГРМ в передней части, их всего три. Кожух аккуратно демонтируют, чтобы не повредить находящиеся рядом провода. Для поворота коленчатого вала понадобится специальный ключ – крутить нужно именно шкив привода генератора. Метки на шкиве распределительного вала и на заднем кожухе ремня привода двигателя должны совпадать. Для правильной регулировки клапанов на “Ладе-Гранте” это важно.

Дополнительно можно вытащить заглушку, установленную в картере сцепления, и убедиться, что метки совпадают. Если же получить совпадение меток не удалось, тогда ремень ГРМ устанавливают в правильное положение.

Регулировка клапанов

Теперь можно перейти непосредственно к самой процедуре регулировки клапанов “Лады-Гранты”. Берут щуп и проводят замеры существующих зазоров. Первыми рекомендуются проверять зазоры именно в тех кулачках, которые смотрят вверх от толкателя. Это четвертый, шестой, седьмой и восьмой клапаны. После сделанных замеров будет информация, по которой и будет приниматься решение о том, нужно ли менять регулировочную шайбу. Если на отдельных клапанах зазоры в пределах нормы, тогда там ничего регулировать не нужно. Результаты замеров лучше зафиксировать на бумаге.

Чтобы владельцам, которые обслуживают авто самостоятельно, было проще в процессе регулировки клапанов, на “Ладе-Гранте” 8-клапанной "АвтоВАЗ" сделал в толкателе специальные пазы. Они должны облегчить процесс демонтажа регулировочных шайб. Этот паз проворачивают отверткой так, чтобы шайба удобно поддевалась и снималась.

Далее с помощью специального сжимателя для клапанных пружин будет проделана следующая операция. Инструмент устанавливают на шпильки крышки ГБЦ. Когда инструмент установлен, на него давят и вдавливают толкатель нужного клапана. Затем между распределительным валом и толкателем устанавливают фиксатор.

Отверткой поддевают шайбу и вытаскивают деталь с ее места в толкателе. Специалисты рекомендуют применять для доставания и удержания шайб пинцет. Толщину снятой только что шайбы лучше зафиксировать на бумаге. Толщина обычно указана непосредственно на самой шайбе, но бывают случаи, когда надпись затерта либо повреждена. Для регулировки клапанов “Лады-Гранты” 8-клапанной лучше дополнительно иметь микрометр или штангенциркуль с возможностью измерения сотых долей миллиметра.

Затем, используя знания математики, рассчитывают толщину для новой шайбы. Можно пользоваться простой формулой H = B + A - С, где B – это толщина снятой шайбы, А – измеренный зазор, С – зазор номинальный. Когда новая шайба рассчитана и подобрана, ее нужно установить в толкатель. Надпись на шайбе должна смотреть вниз к толкателю. Затем толкатель вдавливают инструментом и убирают фиксатор.

Затем проводят измерения зазоров повторно, и если они отличаются от номинальных значений, указанных в инструкции, то регулировку клапанов восьмиклапанной “Лады-Гранты” повторяют.

Далее коленвал проворачивают на один оборот и проводят замену шайб на первом, втором, третьем и пятом кулачке. После этого все демонтированные детали устанавливают на двигатель в обратном порядке.

Порядок регулировки

Клапаны должны регулироваться в определенном порядке. Так, этот порядок выглядит следующим образом – 1-3, 5-2, 8-6, 4-7. Первой цифрой обозначаются выпускные клапаны, а второй – впускные. Желательно соблюдать такой порядок регулировки клапанов на «Ладе-Гранте».

Нетрадиционный способ регулировки зазоров

Выше описана традиционная технология настройки. Но существует и более простой вариант. Его применяют тогда, когда нет возможности провести полную операцию.

Снимают клапанную крышку, домкратом поднимают переднее колесо. Затем на двигатель устанавливается специальный инструмент для поджатия толкателя. Далее считают впускные и выпускные клапаны. После этого колесо поворачивают до тех пор, пока поршень не дойдет до верхней мертвой точки. На этом этапе выполняют замеры, считают, какая конкретно шайба нужна. Если нужная шайба имеется, ее и устанавливают.

Такая упрощенная регулировка зазоров клапанов «Лады-Гранты» подходит, когда она выполняется вдали от гаража и станции технического обслуживания.

Заключение

Как видно, процедура совсем не сложная и вполне выполнима своими руками. При должном опыте отрегулировать все 8 клапанов можно буквально за пару часов. Правильная настройка повысит эффективность работы мотора и позволит исключить преждевременный износ отдельных узлов мотора. Также рекомендуется делать отметку в бортжурнале, дабы знать, спустя какой отрезок времени автомобиль снова будет нуждаться в настройке клапанного механизма.



Источник